Фото Виталия Полиневского

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, которому власти не разрешают вернуться на Родину, — далеко не первый служитель Бога, пострадавший за свою верность Его слову.

Именно об этом Иисус Христос предупреждал учеников в своей известной Нагорной проповеди: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»
(Мф 5, 11–12).

О каких пророках говорил Спаситель? Ситуация, в результате которой архиепископ Тадеуш Кондрусевич неожиданно оказался в изгнании, напоминает эпизод из Книги пророка Амоса.

«И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю"».

Пророк Амос и Амасия / изображение: St-Takia.org

Эта история произошла почти три тысячи лет назад. Амос — самый ранний из всех пророков-писателей, чьи книги позже вошли в состав Священного Писания.

Что же так не нраву пришлось могущественным мира сего в проповедях обычного пастуха? Амос, хотя и не называет себя пророком, фактически им является, ибо его устами действительно вещает сам Господь.

Он напоминает людям о первостепенной важности духовных ценностей, изобличает недостатки общества того времени, особенно социальную несправедливость и неравенство, призывает быть милосердными по отношению к бедным и униженным.

Практически тот же самый призыв мы на протяжении последнего месяца много раз слышали из уст Митрополита Минско-Могилевского архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Почему же его, коренного белоруса, родившегося на нашей земле и без остатка посвятившего свою жизнь нашему народу, сейчас не пускают на Родину? Что стало вдруг «не так» с его гражданством?

Как известно, Тадеуш Кондрусевич родился недалеко от Гродно, учился в белорусской школе, высшее образование получил в Ленинграде, а потом работал в Вильнюсе. Обычная жизнь обычного человека в Советском Союзе. Многие тогда учились и работали в разных республиках одной большой страны, имея одно гражданство — советское.

Став священником, ксендз Тадеуш Кондрусевич сначала служил на Виленщине, а потом в Гродно. Там же в 1989 году он стал епископом.

Первым в послевоенный период БЕЛОРУССКИМ — не польским, не литовским и не русским — иерархом Католической Церкви для местных верующих.

Какая же это была большая радость! Как же благодарны были белорусские католики Папе Иоанну Павлу II за этого СВОЕГО епископа!

Но в апреле 1991 года Великий Папа решил направить епископа Тадеуша Кондрусевича на служение в столицу Советского Союза, Москву, чтобы там он восстановил уничтоженные богоборческой советской властью структуры Католической Церкви.

«Не бойся, Тадеуш!» — ободрил молодого пастыря святой Иоанн Павел II, поручая ему такое ответственное задание.

И епископ Кондрусевич не испугался, но, послушный голосу Бога и Папы, поехал работать в Москву.

Именно там он застал распад Советского Союза. На территории огромной страны образовывались новые государства. Помню, как еще лет пять после того, как СССР перестал существовать, мы продолжали пользоваться старыми красными советскими паспортами, в которых просто стоял штамп «Гражданин Республики Беларусь».

Таким образом, после советского гражданства у архиепископа Кондрусевича, который нес пастырское служение в Москве, автоматически появилось российское. Впрочем, как и у множества наших соотечественников, которые на момент распада Советского Союза жили и работали в других республиках.

Но священник, как дипломат и солдат, не выбирает, где ему служить, и послушно идет туда, куда его направляет руководство. 21 сентября 2007 года Папа Бенедикт XVI назначил Тадеуша Кондрусевича архиепископом Митрополитом Минско-Могилевским. Вернувшись на родину, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, как и другие наши сограждане в аналогичной ситуации, отказался от российского гражданства и получил белорусское.

Так что же сейчас стало «не так» с его гражданством? Что вдруг (через 13 лет!) решили проверить чиновники?..

Вот почему отказ архиепископу Тадеушу Кондрусевичу в возвращении на родину уж очень напоминает ситуацию, в которой оказался пророк Амос. И не только он, но и многие другие служители Бога, чье слово истины было неугодно сильным мира сего.

Вспоминается пример великого христианского епископа святого Афанасия. За несогласие поступиться истиной веры в угоду императору, он несколько раз вынужден был покидать свою кафедру в Александрии и отправляться в изгнание. Нечто подобное пережили и все предшественники Тадеуша Кондрусевича на епископской кафедре в ХХ веке.

Святой Афанасий Великий отправляется в изгнание. Старинная гравюра / depositphotos.com

Митрополит Могилевский архиепископ Эдуард фон Ропп в 1919 году был арестован советскими властями и выслан в Польшу.

Сто лет назад, в 1920 году, был также арестован и после многомесячного заключения выслан в Польшу епископ Минский Сигизмунд Лозинский.

В сентябре 1927 года советские власти арестовали Апостольского Администратора в Минске и в Могилеве епископа Болеслава Слосканса. Проведя три года в сталинских лагерях, иерарх вернулся в Могилев, но был сразу же вновь арестован и выслан в Восточную Сибирь, а оттуда в 1933 году — в Латвию.

Советским и нацистским арестам и заключению кроме епископов подверглись также многочисленные священники, а среди них и кардинал Казимир Свентек — свидетель веры, преемник и одновременно предшественник архиепископа Тадеуша Кондрусевича на епископской кафедре.

Пример этих несокрушимых пастырей, начиная с ветхозаветных пророков и вплоть до сегодняшних вестников слова Божия, свидетельствует, что борьба с Богом и его слугами — пустая трата времени. Люди, которые этим занимаются — сознательно или неосознанно, добровольно или по принуждению, — становятся инструментом в руках нечистого духа, который изначально был обманщиком и человекоубийцей. За таких людей необходимо молиться, чтобы Господь показал им путь покаяния, дал силы опомниться и пожалеть о содеянном.

Надеюсь, что, помня о судьбе своих предшественников —пророков, апостолов и епископов, — наш архипастырь не падает духом. И в изгнании он сердцем и в молитве с Беларусью, со своей паствой, которая его любит и ждет.

Девиз епископского служения Тадеуша Кондрусевича — «Кто как Бог?!» Так переводится имя святого Архангела Михаила, покровителя Беларуси. Вместе с Богом верующие Беларуси преодолеют все трудности и с помощью Князя Небесного Воинства победят силы зла, какие бы коварные уловки они ни применяли.

Фото: yandex.by

Текст: Николай Граков / Catholic.by

***

Мнения, высказанные в авторских материалах, не являются официальным учением Католической Церкви и могут не соответствовать позиции ККББ по затронутым вопросам.